воскресенье, декабря 27, 2009

Марокко. Поход по горам Атласа. День 3.

12 ноября 2009 г.

И опять весь день топтать горные дороги.

В Марокко кругом растет агава. А я думал, только в Мексике. Кажется, именно из нее в Марракеше гонят тутошнюю водку.



Вместе с нами поднимаются в гору и местные -- обрабатывать поля. Кто пешком, кто на осликах. Обратите внимания на крепления на его спине:



Это универсальный вариант, сюда можно положить много чего. А на самом деле бывает масса специализированных насадок на осликов (мешки, прицепы).



Осел здесь главный транспорт. Кажется прикольно, на самом деле очень практично. Один ишачок может везти одного взрослого и немного груза, расход топлива намного меньше чем у лошади, при этом отличная проходимость. Думаю, лошади по горным тропкам передвигаться труднее. Следующая по популярности модель называется мул: это компромиссный между ними вариант. Мул очень покладист: надо идти -- идет, надо подождать пока погрузят -- подождет, надо отдыхать -- будет спокойно сколько надо стоять припаркованный под деревом.

Транспорт есть не у всех, а идти в гору, и довольно далеко.



Слава богу, обрабатывать есть что.



Я не уставал поражаться тому, как на горных склонах они умудряются организовать площади земли под обработку. И сколько нужно было труда, чтобы сделать столько террас. Тем более, местной почве далеко до нашего чернозема. В лощине течет ручей, от которого поперек склонов проведены каналы для орошения всех эти полей. В результате они в сухих горах выращивают пшеницу, овес, кукурузу.



Интересно почему у нас так не делают (Карпаты, Крым). Хватает того, что выращивают на равнине? Ну и тут равнина не очень далеко, хотя горный район конечно намного крупнее. Не такие трудолюбивые? Не знаю. Может потому что у нас горы лесом поросли? Сложно сказать.

Одна лошадиная сила в действии:



Ну а как еще? Трактор не то что не заедет и не развернется, но даже не на каждом участке поместится.

Овец на ночь загоняют в стойла. Весь день до вечера они будут пастись. Террасы обычно расположены выше деревни, а овец и коз пасут еще выше, до 2000-2300 м.



Горы сегодня красивые.







Эти шарики -- колючие такие кусты. Когда он засохший, на него можно стать и не провалиться.



Как обычно, мы преодолеваем перевал, за которым обедаем. Пока Мухаммед готовит еду, Ахмед во возможности расслабляется. Ну может почитать арабско-английский разговорник.



Подходим к следующей, довольно крупной деревне. Дорога идет через шикарный ореховый сад.







Он тоже орошается каналами, идущими от ручья поперек склона. В этом деле тут достигли больших успехов.



В каналах через некоторые промежутки есть задвижки, которыми можно регулировать поток вытекающей воды.



Дрова сами идут в деревню.





Обратите внимание, как цвет домов зависит о цвета земли, на которой они стоят. Красная земля -- красные дома, белая -- белые. На самом деле, они сделаны из серых бетонных шлакоблоков, а снаружи поштукатурены. Когда все дома одного цвета, считается красиво.



Нам рассказали, что некоторые берберы начали оседать в горах несколько сотен лет назад. До этого они летом перебирались в горы, где прохладнее. А зимой -- на равнину, потому что там теплее. Многие и до сих пор так живут. Так вот, в каждой деревне есть дом, которому 400-500 лет. Но ты его не найдешь, потому что он много раз перестроен :)

Чтобы сократить завтрашний переход, ночуем не в деревне, а в специальном горном приюте для туристов. Это который вверху, с синими дверями. Ниже -- это загоны для скота. За приютом, а заодно и за козами, смотрит один парень.



Вблизи загон выглядит как жилище первобытных людей.



В приюте две такие комнаты, каждая может вместить человек десять.



Высота тут порядка 2200 м, и вечером на ветру колотун очень конкретный.

Привыкнув к барской жизни и разбаловавшись, уже хочется прикрикнуть: "Ахмет! Где ты запропастился, бездельник! Не видишь, господа хотят чаю". Но чай успешно появляется и без этого. Мятный чай здесь называют "берберский виски". Он горячий и очень сладкий. Наливают всегда в такие стаканы-рюмки из специального чайника, поднимая его высоко над столом. Говорят, берберский стиль.



Темнеет рано, делать опять нечего. Разговаривали с Ахметом про местную жизнь, но отбой все равно часов в 8-9 вечера. И холодно. Начинаю понимать почему придумали танцы вокруг костра.


Предыдущая серия | Следующая серия
Марокко, отпуск-2009. Оглавление

Комментариев нет: