вторник, июня 26, 2012

Веломаршруты в харьковском лесопарке (субъективный скептический взгляд)

Если кто не знает: интернет-магазин "Розетка" решил подарить нашему городу веломаршрут в лесопарке (подробности можно найти, погуглив "рули в лес"). Идея звучит так:
Мы сделаем разметку, указатели, поставим лавочки, велопарковки и даже беседки на протяжении веломаршрута и выровняем дорожки. Сами дорожки останутся грунтовыми. Асфальта и гравия не будет, чтобы зимой по ним можно было кататься на лыжах. Разумеется, не будет срублено ни одного дерева!

Но самое интересное, что ты можешь повлиять на то, как будет выглядеть маршрут. С помощью конструктора нарисуй свой вариант велодорожки на карте Лесопарка, размести его в галерее и, если твой вариант наберёт больше всего голосов, именно его мы и построим!
Некоторая часть общественности, и я тоже к ним отношусь, против благоустройства лесопарка, в том числе и веломаршрутов. Мнения разделились, идут дебаты. Изучить историю вопроса можно на форуме сайта "Харьков Турист":

Старая тема:
Создание веломаршрутов в лесопарке -- ее закрыли.

Новая тема активна, сейчас разговор идет тут:
Создание веломаршрутов в лесопарке от Rulivles.

Как сторонник неблагоустроенного лесопарка, постараюсь изложить свои соображения по поводу веломаршрута. Пытаюсь понять в каком виде веломаршрут все же имел бы право на существование. По результатам изучения тем, размышлений и встречи в воскресенье с координатором проекта Женей Сафоновым, который прояснил некоторые вопросы.

Слава богу, организаторы отказались от первоначальной идеи покрыть дорожки гравием, так что может все не так безнадежно. Но ряд вопросов все равно остался.

Тут много букв и рассуждений, в конце есть краткое резюме. Не претендую на то, чтобы говорить от имени всех, но надеюсь что заметная часть участников дискуссии со мной согласится.


За что я люблю лесопарк

Прелесть лесопарка в том, что это необлагороженный участок дикой природы в городе, в шаговой доступности от нескольких жилых районов. Многим людям он дорог именно поэтому. У нас есть парки, где можно шумно пить пиво и тихо гулять по аккуратным тенистым аллеям. В лесопарке можно уединиться, пообщаться с нетронутой природой вдали от городского шума, позаниматься спортом. Нам очень повезло, что он есть.

Я в лесопарке бегаю, гуляю, иногда езжу на велосипеде, зимой катаюсь на лыжах, один раз ездил на конячке :)

Чего я боюсь, когда речь идет о веломаршруте (подробнее обо всем этом будет ниже):
- что веломаршрут станет поводом для дальнейшего уменьшения и «благоустройства» дикой части лесопарка, что равнозначно его потере как уникального объекта;
- что большая доступность внутренней части лесопарка приведет к его замусориванию (как окраины сейчас);
- что по велодорожке начнет ездить разный другой транспорт (испортит лес своими моторами, поломает дорожку).

При всех радостях других парков, не хотелось бы превратить лесопарк в парк Горького-2. Просто потому что парки у нас уже есть, а лесопарка в таком случае больше не будет.

Обустроенный веломаршрут сам по себе не станет катастрофой и не превратит лесопарк в парк Горького. Но большой движняк по нему и некоторые побочные эффекты (рассмотрим их далее) могут стать неприятными шагами в данном направлении. Этого и боятся те, кто против веломаршрута.

Мне очень симпатична идея о том, что чем больше людей будут пользоваться лесопарком (ездить на велике), тем большему числу людей он будет дорог и тем сложнее его будет захватить и распродать. То есть, чтобы нельзя было сказать: «Лесопарк запущен и никому не нужен, давайте его застроим». Но подозреваю, что «благоустраивать» его прекрасно можно и под другим лозунгом: «Смотрите как прекрасно получилось с веломаршрутом, сколько велосипедистов им пользуются. Давайте еще построим футбольные и теннистные поля, увидите как всем понравится». Был бы интерес, а правильные слова найдутся. То есть, я не знаю поможет ли большое число катальцев в лесопарке его отстоять (хотя от гольфклуба вроде отбились...). Но считаю, что очень большое число катальцев вполне способно изменить его в худшую сторону.


Про эгоизм «сталкеров»

Не думаю, что правильно называть тех, кто против любого благоустройства лесопарка, эгоистами, которые хотят его монополизировать. Просто неблагоустроенность – его главная прелесть. Я, как любитель дикого лесопарка, не против того, чтобы туда ходил кто угодно. Но для меня очевидно, что лесопарк сейчас и лесопарк, в котором все тропинки превращены в велодорожки и по которым ездят сотни людей, – это два разных лесопарка. То есть, проложив народную тропу, мы конечно приблизим народ к природе, но природа будет уже не та. Поэтому хотелось бы с этим острожнее.

Сейчас сложилась такая ситуация, когда лесопарк, по большому счету, пригоден для всех. Кто его не знает – ездит вокруг, при желании заезжает ненадолго вовнутрь. Есть время, хочешь найти где кататься – начинай заезжать глубже. Нет времени, боишься заблудиться – приезжай в следующий раз, когда будет время или подходящая компания. Езди в выходной – там полно народу, спросишь дорогу. Освоился, знаешь где кататься – ездишь где хочешь. Кто-то вообще ест шашлык на окраине и ему хватает. Хотя для каждой группы можно что-то и улучшить, но я бы не сказал, что лесопарк для кого-то совсем недоступен.

Кстати, внутри самого лесопарка не скрыты какие-то особые секретные красоты и достопримечательности -- по большому счету, там такой же лес, как и на его окраине. Чуть гуще, менее вытоптаный и загаженный, более разнообразный. Но благодаря тому, что рядом есть цельный лесной массив, вы, например, можете встретить зайца (не троллейбусного, а настоящего -- с ушами) прямо в парке Горького или на источнике. Конечно, если повезет.


Лучше хоть что-то делать

Встречается такой аргумент: давайте хоть что-то сделаем в лесопарке. Хоть как-то начнем. Вам бы только загубить любую инициативу.

Как я говорил, многим лесопарк дорог. Когда врач хочет сделать мне операцию на глазу и говорит: «Давай надрежем, надо же хоть что-то делать», мне это как-то не очень. Это не хирургия, а всего лишь косметическая операция? Не знаю, не знаю. Все же это мой глаз...


«Благоустройство» и политические вопросы

Я совершенно не сторонник теории заговора «Розетки» с властями на тему способствования застройке лесопарка. Верю, что ребята хотели сделать хорошее дело из здоровых PR-побуждений и собираются сделать это добросовестно. Теоретически, их могут использовать, но по большому счету застраивать у нас прекрасно умеют и без них.

Однако, когда только началось обсуждение этого проекта на этом форуме (ветка, которая сейчас закрыта), они могли бы внимательнее присмотреться к ситуации и признать ее не совсем однозначной. Но видимо идея их так захватила, что оценить это было сложно. Я потратил минут 15 и проанализировал состав выступающих в той ветке. Грубо разделил их на тех, кто:
- За (надо делать велодорожки, это прекрасно и нужно);
- Против (дорожек с гравием, дорожек со скамейками, любого благоустройства лесопарка вообще);
- Непонятно (нет четко выраженного мнения или сходу его распознать сложно).

Результаты: За – 9 чел, Против – 26 чел, Непонятно – 35 чел. Я мог сильно ошибиться, кого-то посчитать дважды. Но пусть выборка нерепрезентативна, я ошибся хоть в разы и, предположим что тех, кто против, столько же, сколько и тех, кто за -– как минимум, это уже повод для обсуждения и поиска компромисса. А не для заявлений типа: «Маршрут будет, это решено». Конечно, многих это сильно насторожило.

Скорее всего, вовремя на это не обратили внимания, на проект уже потрачено масса денег и сил, и отступить от него на данном этапе организаторы уже не в состоянии. Я считаю это их просчетом (не потому что они злые, а от избытка энтузиазма).


Выбор маршрута и социальное голосование

Я живу в двух домах от лесопарка. Розетка находится в Киеве. На сайте «Рули в лес» посетители не ограничены географией (организаторы восторженно говорят о заходах из других стран, в том числе Бразилии и т.д.). Я не знаю кто все эти люди, чем они думают когда нажимают «лайк», приняли ли они во внимание все соображения и есть ли им вообще какое-то дело до лесопарка. Для спонсора есть большой смысл в массовых «лайках», но не факт что это хороший способ принятия важных решений.

Говорят, что большинство не ошибется и выберет правильный маршрут. Но очень подозреваю, что если предложить вариант вообще без велодорожки, но со скамейками, столиками, беседками, освещением и, скажем, пивным киоском -– он вполне себе может победить по мнению большинства. Опасный метод.

Считаю, что решать за счет лесопарка транспортные проблемы -– неправильная идея. Всем хочется из одного пункта в другой, из третьего в четвертый. В результате мы получим развитую сеть дорог со снующими по рабочим делам велосипедистами и не только. При этом, все равно лесопарк будет только частью их маршрута -– остальное по городу. Если проникнуться идеей как следует, это вообще дорога в ад. Можно проложить автодорогу от церкви к Пятихаткам -– путь сократится на 10 км, сколько бензина и человеко-часов будет сэкономлено, как оценят харьковчане, какое благо для развития города. Можно проложить дорогу от Универа к Рымарской через сад Шевченко: какое получится развитие городоской инфраструктуры и облегчение транспортых проблем города. Оставьте лес для прогулок, отдыха, общения с природой.

Текущий лидер голосования, который на участке 5х5 км умудрился проложить 59 км веломаршрутов, лично мне может присниться только в кошмарном сне. Такой подход легче всего превратит лесопарк в парк-транспортную развязку. Как я уже говорил, организаторам отступать некуда и с маршрутом прийдется что-то решать, но очень надеюсь, что победит более вменяемый вариант.


Про скамейки, беседки и велопарковки

Для меня -– сторонника лесопарка как части дикой природы, эти бонусы – страшилки похуже самих веломаршрутов.

Дело в том, что эти элементы облагораживания и окультуривания существенно меняют атмосферу от дикой природы в сторону парка отдыха. И такие вещи способны влиять на отношение и поведение людей (спросите дизайнеров и архитекторов). Сейчас многие понимают, что они в дикой природе: сорить тут нехорошо, никто не уберет, природа будет загажена. Скамейки и беседки как бы говорят нам о том, что это уже не дикая природа, а место, предназначенное для твоего, дорогой друг, отдыха. То есть, ты уже не в гостях у природы, а пользователь парка, который должен предоставить тебе условия. И если рядом со скамейкой нет урны -– это досадная недоработочка ответственных людей, которая не должна мешать тебе с комфортом отдыхать. Если сейчас вовнутрь лесопарка добираются в основом сознательные любители природы, которые мало сорят, то с появлением дорожек и скамеек народу появится больше, народ будет всякий. Мусора будет больше и скамейки будут этому способствовать.

Думаю, многие знают что бывает в местах культурного отдыха граждан в лесопарке:



Сфоткал на прошлой неделе не то чтобы на окраине лесопарка -- в километре от ул. Деревянко в сторону Пятихаток, недалеко от края дач. Неблизко ходить сюда отдыхать, но комфорт того стоит.

Эта проблема на сегодняшний день действительно не решена строителями веломаршрута, считается что ее нет. Женя Сафонов просто говорит, что мусора не будет и пора начинать верить в людей. Но думаю многие наблюдали все это неоднократно и согласятся: будет. Урны никто делать не собирается и вывозить мусор тоже. Это с одной стороны хорошо: мусоровозов там только не хватало. С другой стороны, что-то решать прийдется. Пока я услышал только, что возможно «Зеленый фронт» если что подсуетится и на субботниках наведет чистоту. Или какие-то еще бродячие добровольцы, которые в принципе в лесопарке встречаются. Хотелось бы все же услышать более продуманное решение.

Велопарковки. Кому и зачем нужны велопарковки в лесу, где при желании можно припарковаться к любому дереву? Как я понял, понятного ответа ни у кого нет. И корни идеи уже потерялись: разные люди показывают друг на друга как на автора.

Я подозревал, что скамейки, беседки и велопарковки продиктованы спонсором как носители для логотипа. Но Женя развеял мои опасения: проект одобрен при условии, что на маршруте не будет никакой рекламы. Это хорошие новости. Ребята, если вам все равно нет от этих предметов никакого рекламного толку, откажитесь от них. В пяти шагах от любой просеки есть упавшое дерево, на котором можно прекрасно сидеть. Не нужно все это в лесу.


Скутеры и квадроциклы

Есть большие опасения, что по новой хорошей велодорожке будут помимо великов ездить скутеры и квадроциклы. Им, конечно, по кайфу тут погонять. Но от звука и выхлопа обстановка существенно страдает. Да и машин проникает все больше.







Больше всего меня беспокоят скутеры: они повадились, а въезд от них особо не загородишь. Тем более что высказываются идеи сделать серпантин в овраге. Сейчас там с великом пешком можно легко подняться, а со скутером -– вряд ли.

Решения или хотя бы предложений пока не слышно. Добиться юридического запрета? Раз в полгода показательно ловить милицией? Не знаю.


Лесовозы

Кстати, если ничего не благоустраивать, технически с лесопарком ничего плохого не случится. Лесовозы, которые все ругают, ездят там по делу: занимаются санитарными рубками, убирают старые деревья, следят еще за чем-то (в тонкостях лесоводства не силен, кто знает -– просветите). Насколько я понимаю, они бывают там достаточно редко (раз в год? два? чаще?). Наверняка они злоупотребляют, рубят лишнее, тырят лес, хулиганят еще какие-то безобразия – может и надо навести в этом порядок, но доступ для них все же должен быть. В результате, лес не превратится в чащу, пугающая всех колея еще хуже не станет (КрАЗ все же раз в году должен проехать :).

А вот веломаршрут они могут испортить легко: им по работе надо, а они на КрАЗе...

Не претендую на полное раскрытие этого момента, но кажется его никто не принимал во внимание.


Резюме

Неблагоустроенность -– главная прелесть лесопарка. В принципе, он сейчас пригоден для любой активности и в серьезных улучшениях не нуждается.

Веломаршрут сам по себе не станет катастрофой и не превратит лесопарк в сад Шевченко, но большой движняк и побочные эффекты могут стать неприятными шагами в данном направлении.

«Розетка» ввязалась в весьма неоднозначную затею (не потому что они злые, а от избытка энтузиазма). Но уже вбухала столько денег и сил, что прийдется что-то делать. Вопрос в том, как сделать с минимальными последствиями для лесопарка.

Идея с голосованием «лайками» хороша как пиар, но сомнительна для реального выбора маршрута. Лучший маршрут -– минимальный, с минимальным окультуриванием. И надо надеяться, что в результате стадо велобизонов все не вытопчет.

Скамейки, велопарковки, беседка -– источник мусора и проблем. Лучше без них.

По веломаршруту будет удобно ездить и на скутере, и на квадроцикле, чего не хотели бы ни велосипедисты, ни просто любители погулять. Решения пока не видно.

КрАЗ – есть ли прием против лома?


***

Вчера во время утренней пробежки видел в лесу... лису! (не курю, утром не пью, здоров). Рыжую, аккуратную, с птичкой в пасти. Недалеко -- всего где-то в километре от церкви. Хорошо жить рядом с лесопарком.

5 комментариев:

Valik комментирует...

Полностью согласен.

Ещё один момент ты не раскрыл: далеко не все пользуются интернетом. А даже если пользуются, то не знают про сайт Розетки. В цивилизованных странах в таких случаях устраивается public inquiry - заранее печатают объвления в газетах и на столбах, кидают местным жителям записки. В назначенный день общественность собирается в каком-нибудь актовом зале, комиссия слушает аргументы за и против, и решает вопрос открытым голосованием. Предаварительно вопрос обсуждается в газетах, а не только онлайн.

P.S. Насчет лис: а в Лондоне этого добра столько... не только в каких-то парках, а даже в густонаселенных районах. Наш кот их побаивался.

dp комментирует...

Ага, мне уже рассказывали про лис в Лондоне. Говорят, облезлые ;)

ostapov-artem комментирует...

Для Вас 59 км много? Этого хватит на 4 часа вело-прогулки легким темпом... А второго лидируещего маршрута, 7км который, на пол часа всего... или в быстром темпе - на 15 минут...

dp комментирует...

Для меня 59 км -- нормально. Но накручивать столько по лесопарку лично я смысла не вижу -- тесен он для таких дистанций. Уж лучше за окружную и дальше.

Насколько я вижу, это не маршрут, а сеть дорог через лесопарк. Про вероятные побочные эффекты дорог (пусть даже вело-) я писал.

Поскольку лесопарк используют не только велосипедисты, но и бегуны, лыжники, пешеходы, конники, ориентировщики, превращать все основные тропы и просеки в веломаршрут -- мне кажется, несколько перебор. Это ведь лесопарк, а не велопарк. Например, не факт, что веломаршрут будет так же хорош для бега, как нынешние тропы, покрытые листьями (по ним отлично можно бегать с утра, даже если вчера был дождь).

Тем более, никто не знает как в итоге это будет выглядеть. Пока это эксперимент, для начала скорее имеет смысл подумать о небольшом пробном маршуте и посмотреть что получится.

ostapov-artem комментирует...

Зачем накручивать сразу все 59?! Ехать за город стоит только, если есть минимум пол дня, а то и весь день. А по Лесопарку можно кататься час\два, либо проездом. Многие катаются несколько часов и не более, поэтому как раз для них и подойдет Лесопарк и данный маршрут, - сегодня одно кольцо сделать, на следующих выходных другое, на следующих третье - и так хватит на долго, а этого 7км маршрута хватит на раз... и потом опять он?! Лесопарк огромен и прекрасен, и ограничивать его одной дорогой не стоит...
Мусора от велосипедистов мало, мусор порождают гулянки,- вглубь леса народ бухать не ходит ...

И маршруты как таковые есть, их используют, просто их мало кто знает, самое главное от акции это приобщить людей к катанию по свежему воздуху, а не по городу, минимальные указатели, и минимальная ремонтная дорога некоторых участков маршрута...

Но, как и ожидалось, маршрут мой в самый последний момент проиграл, наши голоса не засчитывались, в то время как голоса за 7км маршрут капали)))